Совы не то, чем они кажутся.
Так вот, в этом году ЛЭШ проходил под Арзамасом, и мы ринулись (другого слова и не скажешь) осваивать новые для нас территории, раз уж так подфартило. Вместе с детьми, что характерно (но все оказалось не так плохо, как могло бы быть). Мы две недели мучительно пытались понять, кто в соседней деревне живет. С одной стороны, деревня старообрядческая, с другой стороны там стоит новенькая церковь, которую как раз красили в синий цвет, с новеньким же куполом, но без священника. Нам все говорили, что у них тут "три веры", и если одна РПЦшная, а вторая старообрядческая (спасовского согласия), то какая третья? Понятно, что тоже какая-то ветвь старообрядчества, но какая именно - никто не говорил. Надо понять все наши мучения, когда мы спрашиваем, а кто третий то, а нам отвечают, что вот кто-то есть, а кто их знает, как они называются. В итоге усиленных разысканий, мы выяснили, что вер в этом селе не три, а вовсе четыре. Часть народа ходит в православную церковь. Она совершенно чудесная и про нее отдельный разговор. Часть народа относится к спасовцам, они же нетовцы, которые не признают церковных таинств. Но в 80-х годах нашелся лидер, который их всех массово крестил, и теперь дочка этого человека глава общины и непререкаемый авторитет на селе. Очень хорошая, рассказывающая замечательные сюжеты из народной библии. Знаете, почему мамонты вымерли? Потому, что Ной не взял мамонта в ковчег, больно большой и шебутной зверь был. Второе согласие на деревне имеет отдельный молельный дом, крестится двумя перстами, но называет себя православными, четко отделяя себя от староверов. В церковь они иногда ходят, обряды крещения проводит им священник (по одной версии старообрядческий, по другой - из РПЦ), но молятся и отпевают покойников у себя. Очень непонятные товарищи, часть наших ребят у них даже на молении в молельном доме побывали. Третье согласие старообрядчества называет себя зелеными и явно относятся к очень большому и знаменитому белокриницкому согласию, у них церковь есть в соседнем селе, куда и ездят. И вот они все живут в одном селе, иногда перемешиваются в церкви (на поминании, например), друг к другу относятся настороженно, к нам - тем более. Достаточно сказать, что в дом нас ни разу не пустили, хотя баек порассказали знатное количество.
Вот одна, моя любимая. Жил был в этом селе учитель физкультуры и боксер по фамилии Зотов. И вот однажды идет он по селу, а за ним - козел. Идет и идет и никак не отстает. Зотов повернулся и набил этому козлу его козлиную морду. А на утро, глядь, соседний старик весь в синяках ходит. Но последний так и не признался в своей причастности к колдунам и оборотничеству, говорит, я - отдельно, козел - отдельно. Но кто ж ему поверит, если доказательства на лицо? Такие вот дела.

@темы: фольклор, полевой дневник

Комментарии
16.08.2017 в 14:05

Odi et amo. Quare id faciam?
О, вы были в нашей области))) А в Болдино не попали? От Арзамаса там близко.
16.08.2017 в 14:31

Нет свободы для врагов свободы!
Интересно как. Мамонтов и козла жалко, не повезло им :)
16.08.2017 в 19:49

Совы не то, чем они кажутся.
Шолль, нет, в Болдино мы не были, а стояли на биологической станции Нижегородского университета. Ужасно интересное место, с нами были и диалектологи, между прочим.
Jenious, мамонта жалко, а козел сам виноват)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail